Неточные совпадения
Притом их связывало детство и школа — две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в
нравственном отношении, а наконец, и более всего, в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе
начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца.
Напутствованные на жизнь немногими, скоро оскудевшими при развитии жизненных
начал,
нравственными истинами китайцы едва достигли отрочества и состарелись.
Но это трансцендентное
начало святости, становящееся посредником между Богом и человеком, должно что-то делать для русского человека, ему помогать и его спасать, за него совершать
нравственную и духовную работу.
Политика, экономика, наука, техника, национальность и пр. не хотят знать никакого
нравственного закона, никакого духовного
начала, стоящего выше их сферы.
Начали на скорую руку строить оправдания войны и применили самый элементарный прием — перенесение на мировую борьбу народов привычных категорий
нравственной жизни личности.
Если у немцев есть своя правда и свои
нравственные качества, то русскому
начинает казаться, что воевать против немцев нельзя, нехорошо и неоправданно.
Русский человек, усомнившись в своих исключительных
нравственных качествах и признав некоторые качества за врагом,
начинает думать, что и воевать-то не стоит, — у него слабеет воля, он уже не имеет пафоса.
С моей стороны я желаю доброму и даровитому юноше всего лучшего, желаю, чтоб его юное прекраснодушие и стремление к народным
началам не обратилось впоследствии, как столь часто оно случается, со стороны
нравственной в мрачный мистицизм, а со стороны гражданской в тупой шовинизм — два качества, грозящие, может быть, еще большим злом нации, чем даже раннее растление от ложно понятого и даром добытого европейского просвещения, каким страдает старший брат его».
Аристократия
начала несколько конфузиться. На выручку ей явились дельцы. Их интересы слишком скоротечны, чтоб думать о
нравственных последствиях агитации, им надобно владеть минутой, кажется, один Цезарь поморщился, кажется, другой насупился — как бы этим не воспользовались тори… и то Стансфильдова история вот где сидит.
Едва в слабом зародыше виднеются в них
начала высшего
нравственного развития; но эти
начала так слабы, что не могут служить побуждением и оправданием практической деятельности.
Как сильно выражается в этом решительная бессмысленность и
нравственное ничтожество этой натуры, которая в
начале пьесы могла еще кому-нибудь показаться сильною, судя по тому страху, какой она внушает всем окружающим!..
В людях, воспитанных под таким владычеством, не может развиться сознание
нравственного долга и истинных
начал честности и права.
Такая была хорошенькая, такая девственная комнатка, что стоило в ней побыть десять минут, чтобы
начать чувствовать себя как-то спокойнее, и выше, и чище, и
нравственнее.
«Это и есть те полудикие, но не повихнутые цивилизациею люди, с которыми должно
начинать дело», — подумал Райнер и с тех пор всю
нравственную нечисть этих людей стал рассматривать как остатки дикости свободолюбивых, широких натур.
Вихров, через несколько месяцев, тоже уехал в деревню — и уехал с большим удовольствием. Во-первых, ему очень хотелось видеть отца, потом — посмотреть на поля и на луга; и, наконец, не совсем
нравственная обстановка городской жизни
начинала его душить и тяготить!
Сделавшись сестрой милосердия, Катишь
начала, нисколько не конфузясь и совершенно беспощадно, смеяться над своей наружностью. Она знала, что теперь уже блистала
нравственным достоинством. К письму вышеизложенному она подписалась.
— Об этом в последнее время очень много пишется и говорится, —
начал он. — И, конечно, если женщина
начала вас любить, так, зря, без всякого от вас повода, тут и спрашивать нечего: вы свободны в ваших поступках, хоть в то же время я знал такие деликатные натуры, которые и в подобных случаях насиловали себя и делались истинными мучениками тонкого
нравственного долга.
Замкнутый и сосредоточенный по натуре своей, он
начал нестерпимо желать хоть бы с кем-нибудь задушевно побеседовать, рассказать про свою любовь не из пустого, конечно, хвастовства, а с целью проанализировать себя, свои чувства и передать те
нравственные вопросы, которые по преимуществу беспокоили его.
— Интереснее всего было, — продолжал Калинович, помолчав, — когда мы
начали подрастать и нас стали учить: дурни эти мальчишки ничего не делали, ничего не понимали. Я за них переводил, решал арифметические задачи, и в то время, когда гости и родители восхищались их успехами, обо мне обыкновенно рассказывалось, что я учусь тоже недурно, но больше беру прилежанием… Словом, постоянное
нравственное унижение!
Сцена, которую я описал в предыдущей главе, стала повторяться довольно часто, и
нравственная стачка между Настенькой и Белавиным
начала как-то ярче и ярче высказываться.
Другой — которого я только теперь
начинал узнавать и перед величавостью которого преклонялся — был человек холодный, строгий к себе и другим, гордый, религиозный до фанатизма и педантически
нравственный.
— Ничего нет ни
нравственного, ни безнравственного! — тотчас же не вытерпел гимназист, как только
начала студентка.
Начало эстетическое, как говорят философы,
начало нравственное, как отождествляют они же.
— Неужели вы думаете, —
начал он опять с болезненным высокомерием, оглядывая меня с ног до головы, — неужели вы можете предположить, что я, Степан Верховенский, не найду в себе столько
нравственной силы, чтобы, взяв мою коробку, — нищенскую коробку мою! — и взвалив ее на слабые плечи, выйти за ворота и исчезнуть отсюда навеки, когда того потребует честь и великий принцип независимости?
Потом — впрочем, уже после потери кафедры — он успел напечатать (так сказать, в виде отместки и чтоб указать, кого они потеряли) в ежемесячном и прогрессивном журнале, переводившем из Диккенса и проповедовавшем Жорж Занда,
начало одного глубочайшего исследования — кажется, о причинах необычайного
нравственного благородства каких-то рыцарей в какую-то эпоху или что-то в этом роде.
Но мало того, что все люди, связанные государственным устройством, переносят друг на друга ответственность за совершаемые ими дела: крестьянин, взятый в солдаты, — на дворянина или купца, поступившего в офицеры, а офицер — на дворянина, занимающего место губернатора, а губернатор — на сына чиновника или дворянина, занимающею место министра, а министр — на члена царского дома, занимающего место царя, а царь опять на всех этих чиновников, дворян, купцов и крестьян; мало того, что люди этим путем избавляются от сознания ответственности за совершаемые ими дела, они теряют
нравственное сознание своей ответственности еще и оттого, что, складываясь в государственное устройство, они так продолжительно, постоянно и напряженно уверяют себя и других в том, что все они не одинаковые люди, а люди, различающиеся между собою, «как звезда от звезды», что
начинают искренно верить в это.
Он понял, что ему ничего не нужно понимать, что не нужно ни фактов, ни корней, ни нитей, что можно с пустыми руками, с одной доброй волей,
начать дело
нравственного возрождения Навозного, сопровождаемое борьбою а grand spectacle, [Весьма эффектной (фр.).] с истреблениями, разорениями, расточениями и другими принадлежностями возрождающей власти.
Окончив куренье, Алексей Абрамович обращался к управителю, брал у него из рук рапортичку и
начинал его ругать не на живот, а на смерть, присовокупляя всякий раз, что «кончено, что он его знает, что он умеет учить мошенников и для примера справедливости отдаст его сына в солдаты, а его заставит ходить за птицами!» Была ли это мера
нравственной гигиены вроде ежедневных обливаний холодной водой, мера, посредством которой он поддерживал страх и повиновение своих вассалов, или просто патриархальная привычка — в обоих случаях постоянство заслуживало похвалы.
Причиной этому, без сомнения, было
нравственное и физическое переутомление, а также давняя привычка к подкожным впрыскиваниям морфия, — привычка, с которой Бобров на днях
начал упорную борьбу.
В тот свайно-доисторический период, когда она наугад ловила слова, не зная, как с ними поступить; когда"но"не значило"но", когда дважды два равнялось стеариновой свечке, когда существовала темная ясность и многословная краткость, и когда люди
начинали обмен мыслей словами:"Смею ли присовокупить?"Вот к этому-то свайному периоду мы теперь постепенно и возвращаемся, и не только не стыдимся этого, но, напротив, изо всех сил стараемся, при помощи тиснения, непререкаемо засвидетельствовать пред потомством, что отсутствие благородных мыслей, независимо от
нравственного одичания, сопровождается и безграмотностью.
Родившись и воспитавшись в строго
нравственном семействе, княгиня, по своим понятиям, была совершенно противоположна Елене: она самым искренним образом верила в бога, боялась черта и грехов, бесконечно уважала пасторов; о каких-либо протестующих и отвергающих что-либо мыслях княгиня и не слыхала в доме родительском ни от кого; из бывавших у них в гостях молодых горных офицеров тоже никто ей не говорил ничего подобного (во время девичества княгини отрицающие идеи не коснулись еще наших военных ведомств): и вдруг она вышла замуж за князя, который на другой же день их брака
начал ей читать оду Пушкина о свободе […ода Пушкина о свободе — ода «Вольность», написанная в 1817 году и распространившаяся вскоре в множестве списков.
Потом так приучаются к этому притворству, что наконец, как англичане, сами
начинают искренно верить, что мы все
нравственные люди и живем в
нравственном мире.
Я видался часто с моим бывшим наставником до его отъезда и потом простился с ним, как с добрым старшим другом, которому я был обязан чистотою моих
нравственных убеждений и стремлений; предсказание матери моей
начинало сбываться.
Если я и этим все еще не вразумлялся и продолжал бунтоваться, то он вдруг
начнет вздыхать, на меня глядя, вздыхать долго, глубоко, точно измеряя одним этим вздохом всю глубину моего
нравственного падения, и, разумеется, кончалось, наконец, тем, что он одолевал вполне: я бесился, кричал, но то, об чем дело шло, все-таки принуждаем был исполнить.
Я и в мечтах своих подпольных иначе и не представлял себе любви, как борьбою,
начинал ее всегда с ненависти и кончал
нравственным покорением, а потом уж и представить себе не мог, что делать с покоренным предметом.
Мещерском чрезвычайно любезного, ловкого, умного и образованного человека; о
нравственных его качествах я не имел никакого понятия и от всей души радовался такому товарищу: опытному, много служившему и все на свете знающему человеку,
начиная от тайных придворных интриг до Пинеттевских штук в картах.
Она
начинает с любви к Обломову, с веры в него, в его
нравственное преобразование…
Начать не инстинктом, не по внешним наталкиваниям, не с скорбным метаньем во все стороны, не с темным предчувствием, а с полной
нравственной свободой.
Степенная, глубоко чувствующая и созерцающая Германия определила себе человека как мышление, науку признала целью и
нравственную свободу поняла только как внутреннее
начало.
Не говоря уже об анекдотах, о каламбурах, об оркестре из «Фенеллы», просвистанном им с малейшими подробностями, он представил даже бразильскую обезьяну, лезущую на дерево при виде человека, для чего и сам влез удивительно ловко на дверь, и, наконец, вечером усадил Юлию и Катерину Михайловну за стол, велев им воображать себя девочками — m-me Санич беспамятною Катенькою, а Юлию шалуньей Юленькою и самого себя — надев предварительно чепец, очки и какую-то кацавейку старой экономки — их наставницею под именем m-me Гримардо, которая и преподает им урок, и затем
начал им рассказывать
нравственные анекдоты из детской книжки, укоряя беспрестанно Катеньку за беспамятство, а Юленьку за резвость.
Эта нежная до сладострастия мысль мало-помалу овладевала им совершенно и произвела в нем переворот даже физический, не говоря уже о
нравственном: он смотрел теперь совсем другим человеком в сравнении с тем «хомяком», которого мы описывали за два года назад и с которым уже
начинали случаться такие неприличные истории, — смотрел весело, ясно, важно.
Гоголь, погруженный беспрестанно в
нравственные размышления,
начинал думать, что он может и должен поучать других и что поучения его будут полезнее его юмористических сочинений.
В десять лет много утекло воды, и может быть теперь «Мирошев» будет оценен гораздо выше: прямее, искреннее смотрим мы на
нравственную высоту души и лучше
начинаем понимать русского человека.
Что падает, что побеждает, что
начинает водворяться и преобладать в
нравственной жизни общества, — на это у нас нет другого показателя, кроме литературы, и преимущественно, художественных ее произведений.
Благодаря историческим трудам последнего времени и еще более новейшим событиям в Европе мы
начинаем немножко понимать внутренний смысл истории народов, и теперь менее, чем когда-нибудь, можем отвергать постоянство во всех народах стремления, — более или менее сознательного, но всегда проявляющегося в фактах, — к восстановлению своих естественных прав на
нравственную и материальную независимость от чужого произвола.
Это мы видим не только в физическом, но и в
нравственном развитии: при
начале ученья дети очень неохотно принимаются за всякий урок, где им нужно много соображать и добиваться толку; они предпочитают, чтоб им все было растолковано и чтоб, с их стороны, требовалось только пассивное восприятие.
Между тем дворянство развивалось, образование
начинало оплодотворять умы, и, как живое доказательство этой политической зрелости
нравственного развития, необходимо выражающейся в деятельности, явились эти дивные личности, эти герои, как вы справедливо называете их, которые «одни, в самой пасти дракона отважились на смелый удар 14 декабря».
Но мы, признаемся, не видим в них ничего, кроме чрезвычайной неразвитости и спутанности
нравственных понятий и кроме привычки — быть под
началом, при отсутствии всяких духовных связей любви и истинного уважения.
А тут, знаете, народ
нравственный в этом отношении: он эту моду завел, а с его примера, пожалуй, и другие
начнут.
Мало того, что люди этим путем избавляются от сознания ответственности за совершаемые ими дела, они теряют
нравственное сознание своей ответственности еще и оттого, что, складываясь в государственное устройство, они так продолжительно, постоянно и напряженно уверяют себя и других в том, что все они не одинаковые люди, а люди, различающиеся между собою, «как звезда от звезды», что
начинают искренно верить в это.